Версия для слабовидящих Как создать сайт
 

Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем

Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Руководители проекта: Учитель-логопед: Типсина Наталья Михайловна.

Участники проекта: Дети с нарушениями речи и родители, учитель-логопед, воспитатели подготовительной группы.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий практико-ориентированный.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

По характеру контактов: в рамках МБДОУ Каргасокского района д/с № 3 «Теремок»

По профилю знаний: область Коммуникация.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Сроки реализации проекта: октябрь 2014 — май 2015 г.

Актуальность проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Идея проекта:"Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем" заключается в вовлечении детей и их родителей в творческий практико-ориентированный процесс коррекции речи детей средствами игровых технологий.

Цель:

Преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств в совместной деятельности детей, родителей и педагогов с помощью игровых технологий.

Задачи:

  • Исправлять недостатки звукопроизношения у детей, развить фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять словарь, развить связную речь средствами игровых технологий;
  • Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  • Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей средствами игровых технологий.
    • Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений средствами игровых технологий, широко использовать родительский потенциал.

Содержание проекта: учитель-логопед и воспитатель ведут коррекционно-развивающую работу с детьми средствами игровых технологий, вовлекают родителей в совместную деятельность. Родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на игровых занятиях.

Предполагаемый результат.

В процессе реализации проекта

Дети:

  • В результате возникшего интереса к играм будут самостоятельно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игровые логоритмические упражнения;
  • Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять в играх поставленные звуки;
  • Развивать словарь, грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки;
  • Активизируются психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
  • Использование игр позволит снизить у детей утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность.

Родители:

  • Повысят уровень педагогической компетенции в области коррекции речи детей средствами игровых технологий;
  • Повысят уровень активности, педагогической культуры родителей.
  • В ходе игры сформируется положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.

Формы и методы работы:

  1. Диагностика детей средствами настольно печатных и словестных игр.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Игровые технологии для коррекции речи детей:
  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи
  1. Подбор наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности.
  2. Изготовление наглядного материала, дидактических игр для коррекции речи детей.
  3. Игровая непосредственно образовательная деяельность, развлечения для детей и родителей для коррекции речи детей.
  4. Консультации для родителей по проблеме проекта.
  5. Совместный конкурс детей и родителей по изготовлению первой буквы имени ребёнка или членов семьи.
  6. Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации.
  1. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).

План реализации проекта

Подготовительный этап

Срок реализации: 2 недели.

МероприятиеОтветственныеСроки
1 Определение целей и задач проектной деятельности. Воспитатель, учитель-логопед. 3,4 неделя октября.
2 Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. Воспитатель, учитель-логопед. 3,4 неделя октября.
3 Составление календарных планов по развитию речи и коррекции речевых дефектов у детей. Воспитатель, учитель-логопед. 3,4 неделя октября.
4 Проведение диагностирования детей, анкетирование родителей на определение актуальности проекта. Воспитатель, учитель-логопед. 3,4 неделя октября.
5 Подбор авторами проекта наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности с детьми и родителями Учитель-логопед. 3,4 неделя октября.
6 Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. Воспитатель, учитель-логопед. 3,4 неделя октября.
7 Составление плана основного этапа. Воспитатель, учитель-логопед. 3,4 неделя октября.

Основной этап

Срок реализации: 1-я неделя ноября — 2-я неделя мая

МероприятиеУчастникиОтветственныеСроки
1 Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» Родители. Учитель-логопед, воспитатель 1-2 неделя ноября
2 Коррекция речи детей средствами игровых технологий. Дети. Учитель-логопед, воспитатель В течение основного этапа реализации проекта
3 Практикум «Артикуляционная гимнастика с котиком Музиком. Сказка о весёлом язычке» Родители. Учитель-логопед.   Ноябрь
4 Проведение логопятиминуток. Дети. Учитель-логопед. Ежедневно.
5 Изготовление наглядно-информационного, раздаточного материала для родителей. Родители. Воспитатель, учитель-логопед. В течение реализации проекта.
6 Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком». Дети, родители. Учитель-логопед. Декабрь
7 Консультация: «Роль игры в развитии речи детей» Родители. Учитель-логопед. Декабрь
8 Промежуточная диагностика детей. Дети. Учитель-логопед. В течение срока реабилитации ребёнка.
9 Индивидуальные консультации с учителем-логопедом. Родители. Учитель-логопед В течение реализации проекта.
10 Практикум «Поиграем вместе». Родители. Учитель-логопед. Январь
11 Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» Родители, дети. Учитель-логопед, воспитатели Февраль
12 Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» Родители. Учитель-логопед Март.
13 Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » Родители, дети Учитель-логопед, воспитатели. Апрель
14 Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» Родители, дети Учитель-логопед, воспитатель Май

Заключительный этап

Срок реализации: 3, 4 неделя мая

МероприятиеУчастникиОтветственныеСроки
1 Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Дети. Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед. Май.
2. Анализ совместной творческой практико-ориентированной деятельности детей, родителей и педагогов по коррекции речи детей средствами игровых технологий. Учитель-логопед, воспитатели, родители Учитель-логопед, воспитатели Май
2 Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации Учитель-логопед, воспитатели Учитель-логопед, воспитатели Май.
3 Презентация проекта (Педагогический совет. Родительское собрание). Педагоги МБДОУ Каргасокский д/с № 3 «Теремок», родители. Учитель-логопед, воспитатели Май.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получение новых знаний и умений в игровой форме, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе коррекции речи своих детей средствами игры, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

  1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  2. Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  3. Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  4. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  5. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш,Ж,Ч,Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  6. Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  7. Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика. — М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  8. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО «Издательство «Эксмо«,2014г.
  9. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  10. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  11. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  12. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  13. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  14. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  15. Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.


Просмотров этой страницы: 2062